Лепной интерьер

До сих пор существуют разногласия по поводу необходимости присутствия декоративных элементов в архитектуре. В их защиту приводится тот факт, что зодчество – это не только необходимая сфера знаний, но и искусство, призванное нести в мир красоту, наравне с поэзией или живописью. Просто тут, как и в любом деле, нужно знать меру. Споры возникли одновременно с появлением самих элементов декора, то есть 2,5 тысячи лет назад, и это неудивительно, ведь каждый стиль отличался своими методами и идеями, которые подвергались яростной критике со стороны приверженцев последующих веяний, и одни архитектурные особенности сменялись новыми.

Так, на смену суровой практичности советского периода сегодня пришло время наверстывать упущенное, и мы с удовольствием даем взгляду отдохнуть от вида привычных «хрущоб», разглядывая позабытую лепнину, бронзовые элементы декора, пилястры и гипсовые виноградные гроздья на современных постройках, стилизованных под старину. На страницах специальных изданий снова продолжены споры об излишестве деталей и смешении стилей, и вывод из них можно сделать все тот же – все хорошо в меру.

Бесспорно, фасадные украшения могут радикально изменить вид любого здания, даже самого обычного. Первыми, кто это понял, были римляне, сделавшими «метод аппликации» основой практики и мышления в архитектуре. Его ранним воплощением является Капитолийский храм, отнесенный к 509 году до н.э., деревянные крыша и колонны которого были обшиты терракотовыми пластинами, а для отделки святилища и цоколя использовался камень. Широко использовались стукковые, а позже и мраморные покрытия элементов здания. Также для облицовки фасада практически всех помпейских домов – даже небогатых – использовалась терракота.

При всем этом здания обычно невозможно было отнести к какому-либо стилю – определяющая эстетическая роль была отведена именно декору, по которому судили и о вкусах, и о положении хозяина. Например, роскошный дворец Нерона, возведенный им в центре Рима, не имел никаких архитектурных особенностей. Но зато фасад здания был выложен позолоченными мраморными плитами, украшенными резьбой, и именно сделало его символом эпохи правления Нерона, ведь слово «золотой» было наиболее часто используемым эпитетом в речах и одах, ему посвященных.

Масштабы применения и важность римских декоративных методов становятся нагляднее, если вспомнить, что именно римляне начали использовать бетон не только в качестве связующего раствора, но и как самостоятельный строительный материал высокой прочности, который, правда, не придавал виду жилища особой эстетики. Таким образом, универсальный метод отделки накладными элементами нашел широкое применение во множестве городов огромной Римской империи, дома которых, по большей части, имели бетонные стены.

Правила декорирования

При выборе подходящих деталей декора необходимо помнить, что раньше эти предметы служили как поддержка конструкции здания, а также являлись элементами, придающими смысловую завершенность композиции. В настоящее время усовершенствованные веками элементы отделки сохранили лишь вторую функцию, но при этом должны создавать видимость выполнения и первой.

Самая сложная задача – правильно, со вкусом найти подходящее место для каждой детали. К примеру, статуи или вазы, которыми нередко дополняют облик здания, лучше всего размещать таким образом, чтобы их можно было увидеть с любого расстояния и с любой стороны. Но ни в коем случае не стоит выбирать для этого крышу или верх стены – будет казаться, что украшение вот-вот упадет. Несмотря ни на что, здание должно выглядеть прочным и устойчивым, а декоративные элементы должны это подкреплять это впечатление, и задача архитектора – выполнить это правило, иначе есть риск создать малопривлекательную конструкцию, отягощенную излишними деталями, не имеющими к ней никакого отношения.

Немаловажный вопрос – сочетание элементов украшения с отделкой фасада. Следует принять во внимание, что лепнина больше подходит для отделки оштукатуренных стен, на каменной облицовке лучше смотрятся детали из глины или камня, а деревянные стены ничто не украсит лучше деревянного же декора. Применение лепнины предполагает окраску стен в цвет, сочетающийся с цветом украшения. Вид краски определяется составом штукатурки – акрил для бетона и краска минерального происхождения для цемента.

Современные материалы

Цена декорированного фасада определяется стоимостью расходных материалов и декоративных деталей, их количеством и сложностью. Поэтому стоит ознакомиться с представленным на сегодняшний день ассортиментом материалов.

1. Гипс – древнейший из стройматериалов, широко распространен благодаря своей пластичности и простоте в применении. Нередко используется в естественном виде для создания эффектной лепнины белого цвета, но чаще его окрашивают акриловыми красками, покрывают позолотой или нанесением специальных средств создают «мраморную» поверхность. Способ крепления лепнины из гипса зависит от ее размеров и веса – на саморезах, жидком гипсе или на шпаклевке.

2. Полистирольный профиль, произведенный из современного, недорогого материала. Допускается нанесение только водорастворимых красок (без химических растворителей) на его поверхность. Способ крепления – клеевой или на сырой шпаклевке (для узкого профиля). Представлен в широком ассортименте в специализированных магазинах.

3. Пенополиуретан – более прочен и устойчив к механическим воздействиям, чем полистирол. Это достигается за счет покрытия его поверхности специальной пленкой и белой акриловой краской. Представлены профили различных форм для осуществления даже сложных видов монтажа, при этом материал достаточно пластичен и устойчив к образованию трещин и сколов. Способы монтажа и окраски одинаковы и для полистирола, и для полиуретана.

Оцените статью:
Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока нет голосов)
Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных